В декабре минувшего года мой замиокулькас пережил суровую пересадку с делением клубней. Мне пришлось разрезать горшок, потому что “картошки” буквально распирали его изнутри.
Кстати, тот факт, что я искромсала технический горшок, почему-то очень не понравился многим читателям 🙂 Меня обвинили и в порче имущества (можно ж еще раз использовать, чего хорошие вещи резать!), и в глупости (надо было бы постучать/смочить/потрясти – САМ бы вышел), и даже в преувеличении для сбора “пальцев вверх” ?
Почему я называю пересадку “жесткой”
Мне кажется, эти люди не сталкивались сами с замиокулькасом, решившим разворотить горшок изнутри. Несмотря на относительно мягкие стенки, извлечь содержимое не представлялось возможным, потому что клубни играли роль распорок.
И я не вижу никакой трагедии, чтобы испортить технический горшок. Он же на то и технический, в конце концов. Его “драгоценная” целостность – точно не повод сворачивать с легкого и очевидного пути разрезания.
Со сложностями иного толка я столкнулась потом. Новый горшок, который я подготовила, оказался несильно больше корневой системы. Встал выбор:
- Посадить “И так сойдет”. Этот вариант я отмела, потому что свободного пространства в горшке оставалось около 2 см, что для мощного замиокулькаса – смешной запас. Смысл в такой пересадке, если через полгода повторять распилы/разрезания горшка придется снова?
- Поделить.
Деление замиокулькаса – тоже процедура не из легких. А еще – очень травматичная.
Один самый большой клубень в центре пришлось подрезать ножом, чтобы получилось хоть как-то разобрать содержимое на саженцы. Тугое сплетение корней тоже пошло под нож.
Замиокулькас перенес деление очень плохо
Глупо было бы ожидать, что после всех злоключений замиокулькас бодро двинется в рост. Первое время он просто сидел “не алё”.
А через месяц и вовсе стал “желтить” сначала один лист, потом – другой. Стало ясно, что разрезание корневой системы замиокулькас перенес тяжело. Растение не может нормально усваивать влагу или питательные вещества.
В какой-то момент я даже сделала небольшие раскопки, чтобы проверить: а не гниет ли клубень и корни? Нет. Просто ему “тяжело”.
И… не поймите меня неправильно. Я не особо расстроилась. Замиокулькас – то растение, к которому я не питаю особой любви (да простят меня поклонники декоративно-лиственных). А еще он занимает много места, что не совсем мне нравится.
Шли месяцы
Всю зиму замиокулькас сидел без движения. Один лист засох полностью и я его срезала. Второй так и оставался “рябым”.
Я решила просто наблюдать за развитием ситуации и позволить замиокулькасу самому определиться относительно своего будущего. Немалое удивление вызвало внезапное цветение:
А потом, ориентировочно в мае, замиокулькас без объявления причин что называется “попер”. Уход был точно таким же, как и прежде. Весна?
Сейчас, спустя 7 месяцев после жесткого деления, я наблюдаю, как новые листья выходят от клубней один за одним:
Кстати, старые, желтеющие листья я никогда не обрезаю, пока те не увянут сами. Я из того лагеря, который считает: пока растение не может брать питание корешками, оно берет его из старых листьев. Представители второго лагеря уверены в обратном: “они забирают питание”. Но я остаюсь при своем мнении и оставляю “испорченные” листья до последнего.
Из всей это истории я сделала 3 вывода:
- Не делать травматичные пересадки с делением осенью и зимой. Весна сама располагает к скорейшему восстановлению. Хотя вот спатифиллум, например, позволяет так с ним обращаться в любое время года.
- Иногда пересаженному просто нужно дать время оправиться. Оно – умное и живучее.
- Некоторые растения просто остаются жить в доме – хотим мы этого или нет ? Как недавно написала читательница: “Не знаю, зачем держу, но живет у меня много лет”.
Вот такая занимательная эпопея вышла с делением замиокулькаса.