Здравствуйте, цветоманы!
Меня зовут Екатерина и я, в то время как нормальные люди в свободное время читают книги или смотрят сериалы, изучаю информацию о новых для меня комнатных растениях. И последние недели моё внимание поглотили филодендроны.
Конечно, первым поразительным фактом стала цена на черенки сорта ‘Caramel Marble’, уверенно превышающая 200 000 рублей. На втором месте – удивительные результаты эксперимента, в ходе которого специалист по детекторам лжи из США заставил проходить полиграф… филодендрон.
Несмотря на странность происходившего, это не очередная “сенсационная” история из бульварных газет. Эксперимент проходил в соответствии с вполне себе научными критериями. О его итогах написано в интереснейшей книге В. И. Артамонова “Занимательная физиология растений” 1991 года выпуска.
Филодендрон и полиграф: в чём была суть эксперимента
В 70-ых годах прошлого столетия в США вёл свою противоречивую деятельность Клив Бакстер – специалист по детекторам лжи. Он проводил эксперименты с растениями, подключая их к технике и фиксируя колебания на различные события.
Бакстер прослыл чем-то вроде городского сумасшедшего и часто становился объектом насмешек коллег и СМИ. Но результаты его работы – за гранью понимая: судя по реакции полиграфа, растения умеют реагировать на происходящее в помещении и даже “узнают” людей!
Взять тот же эксперимент с филодендронами. В помещении, где стояли 2 растения, находилось несколько людей. Один из них подошёл к первому филодендрону и начал его уничтожать: вырвал из горшка, сломал ствол, начал топтать на полу ещё зелёные листья. А второй филодендрон, стоявший поблизости, молча “наблюдал” за происходящим с товарищем-бедолагой.
Потом Бакстер подсоединил датчики детектора лжи к листьям “наблюдавшего” филодендрона. И попросил людей, участвующих в эксперименте, по очереди подходить к уцелевшему растению, ставшему невольным свидетелем неприятной сцены…
Удивительные результаты
… Оказалось, что уцелевший филодендрон не подавал никаких сигналов, когда к нему приближались другие люди. Но, как только поблизости оказался обидчик, датчики биопотенциалов зафиксировали сильные биоэлектрические сигналы.
Клив Бакстер сделал вывод, что растения умеют оценивать происходящее и запоминать людей, чем вызвал грандиозный скандал в мире науки. Его последователи верили, что нашим цветам свойственны эмоции, даже основав новое течение науки – фитопсихологии. Правда, непризнанного.
Может ли это быть правдой?
Я знаю, что многие цветоводы точно верят в особый контакт со своими комнатными растениями. Хвалят, увещевают, грозятся отправить в мусорное ведро нецветущую фиалку. И ведь, говорят, работает!
Скажу честно, что у меня большой скептицизм в отношении экспериментов Бакстера, хотя их результаты я нахожу интересными. Но США славится мистификациями, да и результаты наших советских учёных немного отличаются.
И. А. Гунар повторил “филодендроновый” эксперимент с подсолнечником и мимозой, подсоединив к ним датчики. Когда одно растение начали подстригать ножницами, второе – никак не реагировало на действия человека, не проявляя сочувствия товарищу.
Но, справедливости ради: при приближении к мимозе экспериментаторов прибор снова показывал биоэлектрическую активность растения. Однако И. А. Гунар и его коллеги пришли к выводу: колебание стрелки было вызвано не “эмоциями” мимозы, а электромагнитным полем, исходящим от человека.