Пеларгонии постоянно достаётся! Столетие назад в её сторону косо смотрели и чуть не записали во враги народа как атрибут мещанства. А сейчас обыватели, искушённые тропическими фаленопсисами, снисходительно-уничижительно называют её “бабушкиным цветком”.
Здравствуйте, цветоманы!
Меня зовут Екатерина и я, в очередной раз читая про выращивание пеларгоний, нашла любопытную ремарку про “мещанский цветок”. Начав раскручивать исторический клубок, удивилась: какой же тернистый путь прошла “герань” в нашей стране.
“Садовая герань”, которую сразу невзлюбила знать
Путаница “Пеларгония/Герань” берёт начало ещё в 19 веке. Настоящее название (Pelargōnium) было сложным и непривычным, поэтому растение именовалось “садовой геранью”, а вскоре – и просто “геранью”.
С появлением ярких зонтиков в Российской империи ничего не предвещало беды: новинка-герань быстро вошла в моду и каждый благонравный дворянин считал своим долгом обзавестись растением прежде, чем сосед.
Но мода мимолётна. Пеларгония быстро перестала быть предметом роскоши и богатые граждане утратили к ней интерес. Современник с нескрываемым негодованием описывает общественное мнение так:
Наша широкая публика не имеет ни малейшей самостоятельности при выборе цветов. Она запомнила раз и навсегда, что орхидеи, розы, гвоздика и сирень – модные цветы;
герань и фуксии – всеми презираемые, а поэтому она платит охотно деньги за плохую даже розу, но с презрением отворачивается от самых роскошных пеларгоний».
А. Мятлик, 1913
Покупка “садовой герани” осталась интересна только так называемым мещанам. Пытаясь подражать богатым и знатным, но не располагая достаточно средств для покупки и содержания той же орхидеи, они нашли отдушину в пеларгониях. Которые, будучи отвергнуты высшим светом, упали в цене и были нетребовательны к условиям.
А вот народ пеларгонию полюбил
Я была удивлена, что пеларгонию наряду с “цветком мещан” называли и “цветком бедняков”. Константин Паустовский писал о ней:
Герань была цветком городской бедноты
Когда писатель встретился с Максимом Горьким, второй заострил внимание на этой цитате и рассказал её смысл, который не знал сам Паустовский.
Оказывается, что “бедняки” приписывали пеларгониям чудесные свойства. Например, что её листья впитывают из воздуха вредные соединения ремесленных подвалов и душных лудилен. И служанка, наконец заполучив черенок в доме своего хозяина, считала день супер-удачным.
Советская культура объявила пеларгониям бойкот
Пеларгония как символ мещанства, чуждого повестке рабочей партии, встала в один ряд с другими символами зажиточных граждан: канарейками и фарфоровыми статуэтками. И стала вроде как будто даже презираема и гонима.
“Иллюстрированная бытовая газета”, датированная 1929 годом, наказывает:
По герани бить фикусами… канарейку – чижом
Речь здесь идёт о фикусе каучуконосном. Который, между прочим, с таким же успехом можно было бы записать в “растения мещан”, так как те грешили и фикусами. Но, видимо, гладкие тёмно-зелёные листья не выглядели так опасно-вызывающе, как яркие, пышные зонтики пеларгоний!
Любопытно, что фикус, с таким же успехом попадающий под клеймо “мещанского цветка” стал антиподом пеларгонии и вообще хорошим парнем.
Фикус – аксессуар положительного героя (Повседневность эпохи космоса и кукурузы. Деструкция большого стиля. Ленинград,1950-1960 гг)
Пеларгонию надлежало использовать не для эстетично-увеселительных целей. Она должна была служить во благо, а не развлекать зонтиками: с 1926 года на Кавказе разбивали гераниевые плантации для сугубо практичной цели – добычи эфирного масла.
Нападки на пеларгонию в современности
Исключительная декоративность при неприхотливости заставила быстро забыть про мещанское “тёмное” прошлое пеларгоний. “Садовые герани” прочно обосновались на окнах и деревенских домов, и городских квартир.
Сейчас, в 21 веке, на пеларгонии повешен новый ярлык – “бабушкиного цветка”. Мне не нравится, когда это произносят с пренебрежением. Хотя сама использую выражение “бабушкин сорт”, но вкладываю в выражение смысл неприхотливости и отменной адаптированности к домашним условиям (ведь сколько лет они уже живут в квартирах!).
Я всегда говорю: тот, кто уничижительно называет герань “бабушкиной”, просто не видел:
а) Ухоженные, ладно сформированные пеларгонии на пике цветения;
б) Новые сорта.
Вот такая необычная история взаимоотношений человека и “садовой герани”. Она блистала в домах вельмож на самых лучших местах, становилась предметом вожделения рабочего класса и даже оказалась объявлена вне идеологической повестки (пусть и безуспешно).
И как хорошо, что теперь можно просто спокойно растить пеларгонию дома. Или не растить.